Советы для родителей

  Уважаемые родители, ба­бушки и дедушки! Набери­тесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение арти­куляционных упражнений — трудная работа для ребенка. Никогда не укоряйте его при неудачах.

 Запомните: похва­ла и поощрение придадут ма­лышу уверенности в своих силах и помогут быстрее ов­ладеть тем или иным движе­нием, а значит, быстрее овла­деть правильным произноше­нием звуков речи.

В комплекс занятий по раз­витию речи должны входить домашние задания, перечис­ленные ниже.

  1. Артикуляционную гим­настику проводите ежедневно по 5—7 мин, чтобы вырабаты­ваемые у ребенка двигатель­ные навыки закреплялись, становились более прочными.
  2. Артикуляционную гим­настику выполняйте, сидя пе­ред зеркалом. Предварительно ребенок должен увидеть пра­вильный образец, показанный взрослым. Контролируйте че­рез зеркало положение губ, языка у ребенка.
  3. Некоторые упражнения ребенок должен выполнять под счет взрослого.
  4. Каждое упражнение по­вторяйте 3—4 раза.
  5. Упражнения выполняй­те поэтапно: улыбаемся, пока­зываем зубы, приоткрываем рот, поднимаем кончик язы­ка за верхние зубы, произно­сим звук.

 

График работы учителя-логопеда в 2019-2020 учебном году

Понедельник

09.00-15.00

15.00-16.30 (работа с учащимися с ОВЗ) 

Вторник

08.00-13.00(работа с учащимися с ОВЗ) 

Среда

09.00-15.00

15.00-16.30(работа с учащимися с ОВЗ) 

Консультации для родителей:

Понедельник 09.00-10.00

Среда 09.00-10.00

 

Если вы хотите помочь сво­ему ребенку, не забывайте, что:

 — для появления положитель­ной динамики в развитии речи нужны время, терпе­ние и система;

— родители, воспитатели и логопед должны рабо­тать в тесной связке — толь­ко тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций, как для ребенка, так и для окружающих;

— необходимо выполнять все, что назначено специалис­том, и не от случая к слу­чаю, иначе проблемы могут только усилиться;

— ребенок не виноват в своих проблемах!

 

 Ему нужна по­мощь!

 Поговори со мной... О хо­рошем развитии речи как ус­ловии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: «Мы так много читали ребен­ку, рассказывали стихи, учи­ли, объясняли, так много обо всем разговаривали, но резуль­тата нет; сам ребенок не мо­жет ни описать самую простую картинку, ни о чем-то расска­зать...».

Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, гово­рили, объясняли — не ребенок.

«Речистость» у детей раз­ная: одних не остановишь, а из других и слова не вытя­нешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.

Какими упражнениями мож­но развивать речь?

  1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку — обра­щайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
  2. Играйте в игру «Доска­жи словечко»: взрослый чи­тает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
  3. Играйте в слова. Это мо­жет скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

— какими словами, красками можно описать время года;

— назови слово-предмет, сло­во-действие, слова-ассоциа­ции, слово-цвет, только ве­селые слова;

— расскажи о предмете: какой он (назови как можно боль­ше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.;

— играйте в игру «Если бы, да кабы...». Ребенку пред­лагается закончить предло­жение:

Если бы я был Улицей, то я бы …,    потому что... .

Если бы я был Музыкой, то я бы …,    потому что... .

Если бы я был Дождиком, то я бы …,   потому что... .

Если бы я был Мандари­ном, то я бы …,    потому что... ;

— играйте в игру «Хорошо — плохо».

Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в болезни, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что пло­хого?

— играйте в слова с противо­положным значением (ан­тонимы): веселый — груст­ный, сильный — слабый и т.д.;

— играйте в слова, где изме­няется только один звук: почка — дочка — точка — кочка...

  1. Предложите ребенку пе­ресказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
  2. Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки ра­стут... елке.)
  3. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объяс­ните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как ве­чер).
  4. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

Помните! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия — и увлеченный «говорун сразу скисает».

 

 

Игры для развития речи и мышления дошкольников:

 рекомендации родителям


Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад по­тому, что «детей там учат». В об­щем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вме­сте! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое мож­но обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой — са­мый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый и главный вопрос для нее — чему учить? Благо, выбор огромен — спасибо прогрессу! Сегодня 4-5 -летний «знаток» без труда управляется с телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кноп­кам мобильного телефона. И все же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребе­нок открывает его для себя зано­во. Поэтому начнем сначала.

Заметно облегчит жизнь само­деятельному педагогу системати­зация. Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежеднев­ными, хотя бы по 10—15 минут. Некоторые упражнения можно вы­полнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребен­ку вопросы и задания при ежеднев­ной работе по дому, т.е. в повсед­невной жизни. Не жалейте на за­нятия времени, оно потом во много раз окупится!

Прежде всего займитесь изу­чением предметов и их качеств. Для удобства общения допусти­мы тематические уроки — «одеж­да», «посуда», «мебель», «тран­спорт» и т.д., а также учебные игры — «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для кук­лы» и т.д. Эти простейшие при­меры исподволь приведут к сути: малыш начинает свободно ориен­тироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал. Быстро будет расши­рять словарный запас.

Один из основных разделов обучения — развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеоб­щему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок, говорящий к примеру, о жвачке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правиль­но произносить звуки и слова, стро­ить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кста­ти, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка го­раздо меньше, чем существитель­ных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания («Какая собач­ка?», «Какой автобус?»). Ваша цель — приохотить «ученика» го­ворить много и правильно.

Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зе­леный цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревь­ев. В глаза сразу бросится суще­ственная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеле­ный», «изумрудный», «салат­ный», «болотный», «желто-зеле­ный». Предложите ребенку отпра­виться на поиски новых цветов — всматривайтесь вместе, вгляды­вайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.

Найдите на полянке три цвет­ка (травинки, шишки). Попробуй­те описать один из них, а ребе­нок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поме­няйтесь ролями.

Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните расска­зывать сами — пусть малыш заме­тит, что они не похожи друг на дру­га. Одно — величаво-торжественное, другое — бесшабашно-веселое, тре­тье — трагически грустное.

Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он спра­вится, рассмотрите их вниматель­но. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи пред­меты, в каждом есть неповтори­мое отличие. Когда малыш пой­мет, насколько многообразна при­рода, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребе­нок с радостью принесет вам боль­шой лист клена и маленький бе­резовый, уверяя, что они не похо­жи друг на друга. Исследуйте их вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилка­ми, оба растут на дереве, их фор­мы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив не­сколько пар листьев, малыш убе­дится, что самые разные предме­ты могут иметь сходство, особен­но те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае — «листья»).

Можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и поче­му?» Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что по­хож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечай­те сами, но слушайте вниматель­но и ребенка. Ведь у наших ма­лышей такое непосредственное творческое восприятие!

Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сход­ству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?» (Цве­том.); «А на каплю?» (Формой.)

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумыва­ние и отгадывание загадок, постро­енных на сравнении предметов меж­ду собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помо­гите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».

Следующий вид упражнений — скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно  для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.

  • Ткач ткет ткани на платок Тане.
  • Около кола — колокола.
  • Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
  • Орел на горе, перо на орле.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

А что, если предложить ребен­ку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказы­вая, прося, умоляя, громко, тихо)?

  • Милая моя, ты не спишь!
  • Вы ели на завтрак мороженое?
  • Мама купила (купи) виноград.
  • Скорее домой!
  • У нас кончился хлеб.

 Подобные задания помогут

малышу развить речь, воображе­ние, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошиб­ками, не стесняясь товарищей.

Многие игры имеют комбини­рованный характер, что выража­ется не только в обогащении сло­варя, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!

Четвертый лишний

     Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предме­тов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребен­ком и предлагаете определить, ка­кие подходят друг к другу и мож­но ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и по­чему. Набор может быть разнооб­разным, например: чашка, блюд­це, тарелка и яблоко; медведь, ло­шадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попроси­те назвать известных ему живот­ных (птиц, рыб), овощи (фрукты).

Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к об­щему понятию, но отличающими­ся (например, «береза», «дуб», «липа», и «ель»). Эта игра пред­назначена для развития логиче­ского мышления дошкольника.

Где мы были, вам не скажем, а что делали — покажем

Оригинальность игры заклю­чается в том, что взрослый пред­лагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадыва­ют простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов пока­зывают его ребенку. Тот должен отгадать,     что делают родители

В случае правильного ответа играю­щие меняются местами. Если ма­лыш успешно справляется с зада­нием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последо­вательных событий (например, «проснулся — встал — умылся — позавтракал» и т.д.).

В другом варианте игры мож­но рассказать известные ребенку короткое стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это разви­вает воображение, фантазию, на­ходчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Потерявшаяся игрушка

Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время убери­те одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поме­няйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое ко­личество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увели­чивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложни­те задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предме­тов (например, из детского лото).

Предложите сыну или дочке запомнить последовательность рас­положения игрушек на столе (ка­кая за какой стоит). Затем неза­метно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место.

Такая, на первый взгляд, про­стая игра поможет малышу в раз­витии памяти и внимания, умения сосредоточиваться.

Найди тайник

Нарисуйте на бумаге план ком­наты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажи­те на плане место ее расположе­ния. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно де­лать и на детской площадке, что значительно усложнит задание.

Игра поможет развитию логи­ческого мышления, пространствен­ной ориентации и умения действо­вать по определенной схеме.

Игры с буквами

Если ребенок уже знаком с бук­вами, можно предложить ему игру в «звуки». Взрослый называет сло­во, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким за­канчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные сло­ва по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «а» сто­ит в начале, в конце или в середи­не. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал зада­ние и проверял его выполнение.

Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по до­роге в детский сад или в магазин.

Я к вам пишу...

Если ребенок знает азы чте­ния, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточ­ного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги. В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбу­ки «письмо», например, на холо­дильнике, чтобы он мог самосто­ятельно прочесть его. Текст мо­жет быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спря­танном гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать два-три простых слова, затем пять-семь.

Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предло­жить ему и его ближайшему това­рищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки. Перво­начально детям потребуется по­мощь взрослых, но потом они на­учатся делать это самостоятельно.

Кляксы

Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете присоеди­ниться к этому «безобразию». Та­кое занятие способствует расслаб­лению, снятию напряжения, эмо­циональной разрядке. А главное — вы вместе, вы рядом.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он уви­дел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. У него под ру­кой должно быть достаточно ма­териалов для чтения и рассматри­вания картинок. Сами родители должны подавать примеры регуляр­ного чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в дет­скую библиотеку, чтобы он мог по­листать книги на полках и выб­рать что-то.

Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и на­стольные, со словами и геометри­ческим материалом. Не навязывай­те ему ту или иную игру, предло­жите — а он пускай выберет сам.

Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фло­мастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д.

Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще во­дите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.

Ограничивайте время просмот­ра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное.

Маленькие дети могут и хотят учиться — это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наив­ность и мудрость, талант и неве­жество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, получен­ные в первые годы жизни, никог­да не исчезнут из памяти.